суббота, 2 февраля 2013 г.

тесты, опросники для учащихся по жестокому обращению

279,18 Kb.НазваниеОсобенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семьестраница2/3Гаямова Светлана ЮрьевнаДата конвертации19.10.2012Размер279,18 Kb.Тип   2   Практическая значимость исследования обусловлена возможностью широкого практического применения полученных результатов. Результаты работы могут быть использованы в практике психологов, работающих в системе образования и социальной защиты, при решении задач выявления фактов жестокого обращения. Сформированный и примененный в работе блок психодиагностических методик позволяет не только идентифицировать жестокое обращение как таковое, но и оценивать последствия жестокого обращения для развития эмоционально-ценностного компонента самосознания ребенка. Полученные данные могут быть положены в основу разработки методов и форм психологической и социально-педагогической реабилитации подростков, воспитывающихся в условиях жестокого обращения. Кроме того, результаты исследования могут найти применение в экспертной практике, разработке учебно-методических и практических пособий, создании учебных курсов для студентов профильных факультетов и дипломированных специалистов. Результаты работы были также положены в основу психотерапевтического сопровождения учащихся 9-х классов базового учреждения (ГОУ ЦО ЂЂЂ 293), подвергавшихся жестокому обращению. Описанный опыт подтверждает возможность и целесообразность применения результатов данного исследования на практике. Апробация работы Результаты исследования представлялись и обсуждались на следующих конференциях, выступлениях и в печатных работах: анализ особенностей самосознания подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье представлен в статье, входящей в методическое пособие под редакцией З.В. Луковцевой «Помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и коммерческой сексуальной эксплуатации» (С.Ю. Гаямова, 2005), в ежеквартальном научно-практическом журнале «Психология и школа» опубликована статья «Формирование самосознания подростков, воспитывающихся в условиях жестокого обращения (З.В. Луковцева, С.Ю. Гаямова, 2005), на научно-практической конференции студентов и выпускников Института Психологии и Педагогики в сборнике «Психологическая экология жизни» (С.Ю. Гаямова, 2006), в методическом пособии: Диагностика последствий психологических травмирующих ситуаций (Г.П. Каюда, З.В. Луковцева, С.Ю. Гаямова, 2007), в методическом пособии: «Жестокое обращение с несовершеннолетними: идентификация и оценка психологических последствий» (Г.П. Каюда, З.В. Луковцева, С.Ю. Гаямова, 2007), в материалах Международной научно-практической конференции «Адаптация личности в современном мире» (В.А. Дегтярев, С.Ю. Гаямова, 2008), в материалах IV Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (С.Ю. Гаямова С.Ю., С.П. Елшанский, 2009), в журнале «Вестник Университета» (Государственный университет управления) (Гаямова С.Ю., С.П. Елшанский, 2009), в методическом пособии: «Личная безопасность подростка» (Гаямова С.Ю., С.П. Елшанский, З.В. Луковцева, 2012), в журнале «Инициативы 21 века» (Гаямова С.Ю., Елшанский С.П., 2012).Положения, выносимые на защиту Жестокое обращение с подростком в семье оказывает негативное воздействие на эмоционально-ценностный компонент самосознания, снижая принятие себя, уважение себя, уверенность в себе и самооценку. Степень деформации эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье, связана с количеством сочетанных форм жестокого обращения. Деформация эмоционально-ценностного компонента самосознания при жестоком обращении более выражена у подростков с низким уровнем интеллектуального развития. Равнозначные изменения эмоционально-ценностного компонента самосознания в условиях жестокого обращения наблюдаются у подростков вне зависимости от гендерной принадлежности. Характерные изменения эмоционально-ценностного компонента самосознания в условиях жестокого обращения проявляются у подростков из полных и неполных семей. Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографии и приложений. Библиография содержит 291 наименование, из которых 253 на русском и 38 на иностранных языках. Текст работы иллюстрирован 20 таблицами и 17 рисунками. Объем работы с приложениями 213 страниц. Основное содержание работы В Введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, обосновывается постановка проблемы, определяются цели, объект, предмет и задачи исследования, формулируется гипотеза, теоретико-методологическая основа, новизна, теоретическое и практическое значение диссертации, приводятся положения, выносимые на защиту, формы апробации работы, описывается структура и объем работы. В Главе 1 «Теоретические подходы к исследованию самосознания» содержится анализ основных зарубежных и отечественных подходов к исследованию развития самосознания, тому какие факторы оказывают на этот процесс влияние. Рассмотрены зарубежные подходы к изучению «Я-образа», которыми занимались многие исследователи (Фрейд З., 1923; Маслоу А., 1954; Rogers C.R., Dymond R.E., 1957; Фром Э, 1964; Салливан Г., 1965; Бернс Р.,1986; Хорни К., 1993; Роджерс К., 1994, 2001; Адлер А, 1995; Эриксон Э., 1996). Проанализированы отечественные подходы к проблеме. Исследованием развития самосознания занимались такие ученые, как Леонтьев А.Н. (1977), Рубинштейн С.Л. (1999), Выготский Л.С. (1999), Ананьев Б.Г. (1999), Божович Л.И. (1995, 1999), Мухина В.С. (1985, 1997), Кон И.С. (1978, 1984), Фельдштейн Д. И. (1973, 1981), Столин В.В. (1983), Бодалев А.А. (1970), Спиркин А.Г. (1972), Чеснокова И.И. (1977), Анцыферова Л.И. (1978), Соколова Е.Т. (1989), Налчаджян А.А. (2003), Орлов А.Б. (2003), Асмолов А.Г. (2001). Особое внимание уделяется изучению самосознания в подростковом возрасте, т.к. именно это возраст, по мнению многих отечественных психологов, считается критическим периодом в становлении самосознания (Эльконин Д.Б., 1969, 1971; Леонтьев А.Н., 1977; Кон И.С., 1978; Выготский Л.С., 1999; Рубинштейн С.Л., 1999; Божович Л.И., 1999). В главе дается анализ научных публикаций, в которых изучаются составляющие самосознания и условия, влияющие на их развитие. Сделан вывод, что выделяемые компоненты или составляющие самосознания изучены на сегодняшний день в разной степени. Больше всего работ посвящено изучению самооценки (Божович Л.И., 1955, 1968; Липкина А.И., Рыбак Л.А., 1968; Савонько Е.И., 1977; Кваде В., Трусл В.П., 1980; Соколова Е.Т., 1989; Захарова А.В., 1989; Белобрыкина О.А., 1998; Бороздина Л.В., 1992,1999; Липкина А.И., 2003 и др.). Есть ряд работ, в которых анализируются факторы, влияющие на становление самооценки (Эльконин Д.Б., 1960; Лисина М.И., Сильвестру А.И., 1983; Соколова Е.Т., Чеснова И.Г., 1986; Сафин В.Ф., 1982; Федотова Е.О., 1985; Кучерова Е.В., 1987; Кравцова Е.Е., 1991и др.), изучается уровень притязания (Захарова А.В., 1989; Бороздина Л.В., 1993 и др.), самоотношение (Прихожан А.М., 1983; Пантелеев С.Р., 1991; Сорокоумова Е. А., 2002 и др.). Теоретический анализ литературных источников показал, что в общепсихологическом плане проблема самосознания достаточно проработана. Однако в современной научной литературе до сих пор нет единого взгляда на время возникновения самосознания, его структуру и содержание, ряд отечественных исследователей говорят о подростковом возрасте, как определяющем в становлении самосознания и об основополагающей роли семейного воспитания в этом процессе. Изучение того, как влияет семейная атмосфера, наличие ЖО в семье на формирование самосознания подростка и отдельных его составляющих представляется на сегодняшний день достаточно актуальным. В Главе 2 «Жестокое обращение с детьми в семьях: причины, признаки, последствия, основные аспекты» освещается история изучения ЖО с детьми в семьях. Проанализированы основные теоретические подходы к данной проблеме, обсуждаются сложности формулировки понятийного аппарата и неоднозначности понимания основных терминов проблемы ЖО (Ханиган П.,1999; Григорович И. Н.,2000; Зиновьева Н. О., Михайл

Практическая значимость - Особенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье

Комментариев нет:

Отправить комментарий